Главная Новости Партии Рейтинги Чемпионы мира
chess.hut
chess.hut
Виды шахмат

Архив рассылки

Шахматные ссылки

Композиция

Городской клуб

Областной клуб


Даровому коню в зубы не смотрят.

Смеётся тот, кто смеётся в эндшпиле.

тамада свадьба цены . Салон МАК Fashion - все для Вас - курсы маникюра и педикюра Москва.



Шахматный словарь

C

Связка

Сдвоенные пешки

Сеанс одновременной игры

Секундант

Середина игры

Система коэффициентов

Система соревнований

Слабый пункт

Совершение хода

Стратегия шахматной борьбы

Система соревнований

Система соревнований порядок проведения шахматных соревнований (турнира, матча, матч-турнира), личного или командного. Выбор системы соревнования зависит от числа его участников, сроков проведения, целей и задач, которые оно преследует. Среди систем соревнований наиболее известны следующие.
  1. Круговая - все участники (команды) играют друг с другом поочерёдно в порядке, определяемом таблицами очерёдности игры. По сравнению с другими системами соревнований отличается наименьшим влиянием случайности на итоги соревнования.
  2. Швейцарская, или система по жребию, - проводится с любым числом участников (команд) в ограниченные сроки. Разработана для соревнований Швейцарского рабочего шахматного союза. Шахматный кодекс рекомендует проводить 6-9 туров при 18-30 участниках, 9-12 - при 30-50 участниках, 12-15 - при числе участников свыше 50. Для составления пар перед началом каждого тура производится жеребьёвка. В каждом туре встречаются участники с равным или почти равным числом очков, повторные встречи не проводятся и игра одним и тем же цветом свыше двух раз подряд исключается. При подведении итогов в случае равенства очкову двух или более участников для определения мест чаще всего применяется система коэффициентов Бухгольца.
  3. Олимпийская - выбывание участника или команды из соревнования после проигрыша партии (матча) или после потери определённого числа очков в личных соревнованиях. При ничейном результате: партии (матч) переигрывается или игравший белыми выбывает (возможен так же жребий); личная встреча обычно играется до конца, исход командного матча решают коэффициенты, при использовании которых предпочтение отдаётся очкам, набранным на более высоких досках. Цвет фигур определяется вначале жребием, затем чередуется. Применяется для массовых соревнований.
  4. Схевенингенская - половина участников (одной команды, группы) играет поочерёдно с остальными. Впервые применена на турнирах в Схевенингене в 1923 году. При наличии двух команд результат командного матча определяется суммой очков, набранных участниками каждой команды. Применяется для тренировачных соревнований между молодыми и опытными шахматистами, а так же в международных командных встречах.
  5. Система Силли - расположение участников соревнования в турнирной таблице (перед началом соревнования) согласно жребию или в соответствии с их квалификацией: предложена итальянским шахматистом А. Силли. Все участники играют одинаковое число партий. Применяется про проведении массовых соревнований по переписке.
  6. Матчей - встреча двух шахматистов или команд между собой (например, матчи на первенство мира среди мужчин и женщин).
  7. Матч-турниров - соревнования, в которых ограниченное число участников или команд играют между собой по круговой системе в несколько кругов.
Для одного соревнования возможно использовать несколько систем; например, первый, наиболее массовый этап проводится по олимпийской или швейцарской системам, а заключительный - по круговой.


начало | шахматный словарь | главная  

X